Как ETF фонды стали популярны у инвесторов

Публикации

Сперва ETF продвигались как финансовые инструменты, которые торгуются как акции. Аналогичным образом рекламировались все инвестиционные фонды, в том числе закрытые. Только у ETF присутствовала одна отличительная черта: благодаря их структуре биржевая цена была равна или очень близка к реальной стоимости активов всего фонда. Закрытые фонды продавались и покупались по биржевой цене, но не по расчетной стоимости основных активов (которая могла заметно отличаться).

Известный американский инвестор Джек Богл задавался вопросом: «Зачем простому инвесторы нужны фонды, ведущие себя как акции?». Конечно, холдингам и другим крупным инвесторам удобнее использовать ETFs, а не фьючерсы для хеджирования портфелей. Но зачем предоставлять рядовым инвесторам повышенную гибкость? Такая возможность подтолкнет их к импульсивным и рискованным сделкам.

Разумеется, доводы Богла были вполне убедительны. Хотя ему не мешало бы задуматься, почему стоимость взаимных инвестиционных фондов устанавливается только один раз за день. Если такие условия на самом деле сдерживают мелких инвесторов от опрометчивых решений, то, возможно, стоило пойти дальше и ввести больше ограничений? Но это едва ли было бы правильным шагом.

Несмотря на критику Джека Богла, новые финансовые инструменты оказались весьма выгодны для инвесторов, вкладывающих в ценные бумаги. Так получилось потому, что большинство из них не «купились» на маркетинговые уловки. Действительно, приобретать и продавать ETF можно хоть каждый торговый день без ограничений, однако, желающих регулярно пользоваться таким преимуществом на практике оказалось немного. Согласно статистическим данным, большая часть инвесторов воспринимают ETF как стратегическое долгосрочное вложение. Они уверены, что ETF — это одна из разновидностей индексных фондов, не созданная для спекуляций лежащими в их основе активами. Это бесспорно положительный момент.

Влияние финансовых консультантов

Роль финансовых консультантов, впервые представивших ETFs частным инвесторам, трудно переоценить. В то время как одни специалисты вводили своих «подопечных» в заблуждение, предлагая им сложные дорогие инструменты, другие добились успеха, работая с ETFs. Дальновидные клиент-менеджеры рекомендовали ETF как серьезный компонент долговременного портфеля, а не как краткосрочную инвестицию для быстрых заработков.

Получилось так, что многие консультанты выделили одно из преимуществ ETF, на котором не акцентировалось внимание во время рекламной кампании по их продвижению — доступность. Изначально они направляли средства клиентов только в фонды, поддерживаемые специальными платформами. Но на инвестиционных платформах, на которых работали консультанты, был ограниченный выбор индексных продуктов. Поэтому, когда ETFs начали обращаться на биржах, финансовые менеджеры стали активно их предлагать. Примечательно, что на этапе запуска ETF свободная биржевая торговля казалась создателям недостатком, но со временем она стала одним из преимуществ этого инструмента.

Одним словом, объединение ETF и клиент-менеджеров напоминало один рекламный ролик, в котором шоколадный поток сливается с арахисовым маслом, и возникает новый необычный вкус. «Мишенью для первого американского ETF, несомненно, служили институциональные игроки, торговые корпорации», — заявлял исполнительный директор State Street (Джеймс Росс), возглавлявший проект. Создатели нового финансового инструмента были трейдерами, не знакомыми с миром консультирования частных инвесторов.

Подобные неожиданности происходят нередко. В самом начале пути компания Morningstar формировалась за счет спроса именно со стороны независимых финансовых менеджеров — группы, которую учредитель Morningstar Джо Мансуэто заметил уже после создания компании.

Популярность ETFs среди частных инвесторов

Несомненно, финансовые консультанты достойны благодарности. Ведь они акцентировали внимание публики не на ключевой особенности ETF (фонды, торгующиеся как акции), а на других преимуществах (долгосрочное инвестирование, доступность, справедливая оценка активов).

Достойны благодарности и рядовые инвесторы, которые расценивали ETF именно как индексные фонды, а не инструменты для быстрых дневных сделок. Большинство из них не заинтересовали спекуляции. Например, Morningstar предлагает 7 групп ETF с использованием заемных средств. В целом на них приходится 1% активов всех биржевых фондов. В то же время всего 18 биржевых фондов имеют сумму активов в несколько раз больше, чем все ETF с плечом.

Как показал анализ независимой инвестиционной компании Vanguard, биржевые фонды особенно привлекательны для инвесторов — миллениалов (рожденных с 1980 по 2000 годы). 11% всех клиентов, напрямую инвестирующих через Vanguard, владеют фондами ETF. Если учитывать частных инвесторов, открывших счета за последние 3 года, показатель предпочитающих биржевые фонды возрастет до 17%. Те, кто по большей части вкладывают в ETF (до 75% активов), имеют средний возраст 36 лет — что солидно в мире профессионального спорта, но незначительно по стандартам управления инвестициями.

Нет ничего странного в том, что молодые клиенты Vanguard — горячие сторонники ETF. Стоит отметить, что они, как правило, не держат «астрономических» сумм на брокерских счетах. Ситуация обстоит иначе у тех, кто сочетает биржевые с взаимными фондами. Их счета, где до четверти активов приходится на ETF, намного больше, чем счета инвесторов, вообще не владеющих биржевыми фондами.

На сегодняшний день сложилась благоприятная обстановка для развития индустрии ETFs. Состоятельные и опытные инвесторы Vanguard — те, кто делал карьеру в эпоху фондов — тоже признают этот вид активов. Несмотря на то, что основным инструментом для них остаются взаимные фонды, они активно вкладываются и в ETF.

Миллениалы полностью поддерживают новый финансовый инструмент. В свои пенсионные планы они включают и стандартные фонды, но при создании портфелей через брокеров отдают предпочтение ETF.

Простота — залог успеха

Напоследок стоит отметить большой вклад самих управляющих компаний в развитие ETFs. Разумеется, не все принимаемые ими решения были правильными. К примеру, индексные фонды с плечом оказались малополезны и менее востребованы.

Кроме того, было создано немало интеллектуальных бета-фондов или «умной беты» (smart-beta — стратегическая бета-версия в терминологии Morningstar). Главной задачей «умной беты» было выведение на рынок инвестиционных стратегий, прошедших автоматизированное тестирование на исторических данных. Расчет был на то, что некоторые из них будут востребованы и принесут компаниям серьезные деньги. Однако крупные биржевые игроки все больше делали ставки на недорогие фонды на основе простых идей. Такие инструменты больше подходят для долгосрочных вложений.

Как упоминал Джек Богл, финансовые инструменты со слишком сложными для понимания концепциями обычно не оправдывают наших надежд. Если какое-либо новшество нельзя объяснить несколькими простыми словами  — тогда его (новшество), скорее всего, ждет крах. Особенно, если самая сильная сторона фонда, по словам его учредителей, это возможность быстрой покупки и продажи на бирже. Тем не менее многие посчитали, что такой финансовый инструмент направит инвесторов по скользкому и опасному пути.

Сегодняшняя популярность ETF отчасти объясняется несколькими благоприятными совпадениями. Однако нельзя не признать заслуги всех сторон, заинтересованных в успехе ETF — управляющих компаний; рядовых инвесторов; инвестиционных менеджеров, работающих с клиентами. Все они внесли огромный вклад в дело продвижения новых индексных фондов. Хотя в первые дни появления ETF на бирже подобный успех мало кто мог вообразить.

*Перевод и адаптация публикаций за авторством Джона Рикенталлера

Фото аватара

Сам себе управляющий

Оцените автора
Investor.of.BY
Добавить комментарий