В конце XX века два американских писателя – Уильям Штраус и Нил Хоув (Хау) – разработали теорию поколений, согласно которой люди одного временного цикла периодом 20-25 лет имеют общие поведенческие особенности. На основе этой теории распространилось деление всех людей на поколения молчунов, бэби-бумеров, X, Y (миллениалов) и Z.
В данной посте мы рассмотрим время рождения этих поколений, разберемся с их особенностями и в частности – экономическим поведением и отношением к личным финансам.
Временные рамки поколений
Временные рамки, разделяющие различные поколения, довольно условны, поэтому в разных источниках они зачастую не совпадают. Более того, каждый человек является уникальной личностью, поэтому не может на 100% соответствовать усредненному образу своей эпохи. Тем не менее принято условно выделять следующие поколения:
Еще есть поколение победителей, рожденное в 1900-1923 годах, однако из него живы и тем более активны в инвестиционной сфере уже единицы. Из таких исключений известен друг и коллега Баффета Чарльз Мангер, родившийся 1 января 1924 года. В вертикальной временной шкале все поколения выглядят примерно так:
Поколение «молчунов» или традиционалистов
Даже самым молодым представителям молчаливого поколения сейчас около 80-95 лет, поэтому они вносят небольшой вклад в экономическую активность страны. Тем не менее к представителям этого поколения относится самый известный инвестор, чьё имя Уоррен Баффетт, рожденный в 1930 году.
До последнего времени Баффет являлся председателем совета директоров и исполнительным директором компании Berkshire Hathaway, а его состояние превышало 100 миллиардов долларов. На границе между молчаливым поколением и поколением бумеров родился Питер Линч (1944) – руководитель инвестиционного фонда Fidelity Magellan и автор книги «Переиграть Уолл-стрит».
Детство или юность молчунов прошла во время Второй мировой войны. Самые ранние из них даже застали времена Великой Депрессии. На долю молчунов пришлись очень трудные времена, независимо от места их рождения, а молчаливым данное поколение было названо из-за их особенности не высказывать свое мнение в обществе. Помимо этого, в качестве их характерных черт выделяют:
- законопослушность и согласие с правилами;
- терпение и выносливость;
- осторожность и запасливость;
С точки зрения инвестиций это поколение характеризует большая доля облигаций в портфеле. Возраст заставляет их минимизировать риск, да и сама жизнь научила осторожности. Однако в силу того, что текущая доходность 5 и 10-летних облигаций США находится на весьма низком уровне, они вынуждены включать в портфель определенную долю акций. Уступать инфляции и довольствоваться малым процентом доходности, можно лишь с очень большим капиталом.
Поколение «бэби-бумеров»
Самым ранним поколением, которое все еще остается экономически активным, являются бэби-бумеры – это люди, родившиеся после завершения Второй мировой войны. Поколение названо в честь происходящего в то время бэби-бума, т.е. значительного увеличения рождаемости по всему миру.
На данный момент бумерам ориентировочно от 58 до 80 лет. Часть из них уже пенсионеры, а часть близка к пенсии. Из всех современных поколений, не считая молчунов, бумеры максимально далеки от современных технологий. Многие из них до сих пор предпочитают получать информацию лишь из газет и телевизора, не пользуются социальными сетями и мобильными приложениями.
Бумеры предпочитают расплачиваться наличными деньгами, а для совершения каких-либо банковских операций предпочитают прогуляться в отделения банков. Пережив развал Советского Союза, знакомые нам бэби-бумеры предпочитают сберегать деньги «под матрасом», с опаской относясь не только к инвестициям, но и к банковским вкладам.
Самой надежной инвестицией для среднестатистического белорусского бумера является что-то осязаемое и абсолютно реальное и чаще всего это недвижимость. Про бумеров из США и Европы такого не скажешь. Финансовый рынок в этих регионах развивался намного быстрее; кроме того, они не воспитывались на коммунистической идеологии. Американские и европейские бумеры являются куда более активными инвесторами, в отличии от представителей их поколения проживающих в нашей стране, в том числе посредством пенсионных счетов.
В портфелях бумеров преобладают облигации, однако у ранних представителей поколения есть возможность позволить себе больше акций. Играет роль и финансовое образование. Так, умерший в 2019 году пропагандист дешевых индексных фондов Джек Богл незадолго до смерти говорил о своем портфеле из акций и облигаций 50 на 50. Причина, как говорилось выше, лежит в низкой доходности облигаций последних лет.
В этой категории также есть известные инвесторы, например:
- Пол Тюдор Джонс (1954) – основатель Tudor Futures Fund;
- Кэти Вуд (1955) – основательница инвестиционной компании ARK Invest;
- Дэвид Теппер (1957) – создатель крупного хэдж-фонда Appaloosa Management;
Поколение X
Людям из поколения X сейчас примерно от 39 до 56 лет. Если говорить о белорусских иксах, то часть из них застала развал СССР в осознанном возрасте, что сильно отразилось на их мировоззрении. Но большинство представителей поколения Х смогли пережить этот исторический этап и адаптироваться к современным реалиям, поскольку с 2000-ого года начался рост экономики. Они являются активными пользователями банковских карт, мобильных приложений. Некоторые из них открывают брокерские счета и инвестируют заработанные деньги.
Вместе с тем многие иксы предпочитают хранить некоторый запас наличных средств, так как не доверяют цифровым технологиям на 100%. Эта черта характерна для представителей поколения по всему земному шару. У нас причина кроется в 1990-е годах, а у американцев «потерянное» десятилетие 2000-2010 гг. с двумя мощными кризисами и результатом рынка акций около нуля.
Еще одной характеристикой экономического поведения является отношение к кредитам. Поколение X активно пользуется кредитами на недвижимости, автокредитами, кредитными картами, чтобы полностью покрывать потребности своей семьи. Они менее бережливы, чем предыдущие поколения, в котором многие вещи покупались однажды и на всю жизнь. Иксы относятся к вещам более легко, поскольку их замена сегодня не составляет труда.
Информацию Иксы получают как с телевизионных экранов, так и из интернета, но относятся к ней критически, больше доверяя знакомым либо на собственному опыту. В отношении предыдущего поколения испытывают что-то среднее между уважением и скепсисом.
Инвесторы этого поколения, особенно в более молодом диапазоне, могут позволить себе умеренно рисковые портфели с заметной долей акций и недвижимости в виде трастовых фондов. Хотя активный рост американского рынка с 2009 года может занизить долгосрочную доходность даже тех, у кого в запасе много времени до пенсии.
Один из самых знаменитых Иксов в мире финансов является Майкл Бьюрри (1971), предсказавший крах рынка недвижимости в 2008 году. Он является основателем хедж-фонда Scion Capital. На стыке двух поколений – в 1967 году – были рождены Рид Хоффман (сооснователь LinkedIn и частный инвестор) и Питер Тиль (сооснователь PayPal и создатель инвестиционного фонда Founders Fund).
Поколение Y или «миллениалы»
Поздние миллениалы родились на стыке двух тысячелетий. В 2022 году они находятся в возрасте от 22 до 38 лет и представляют собой современную молодежь. Ключевая особенность миллениалов в том, что большинству из них не пришлось адаптироваться под быстро движущийся прогресс в информационных технологиях, который они впитали с самого детства.
Предыдущие поколения в большинстве своем имели рабочие профессии. Представители поколения Y предпочитают умственный труд, работу менеджерами, фрилансерами или предпочитают бизнес. Еще одним отличием миллениалов является увеличение расходов на развлечения и путешествия. Доля наличных средств в транзакциях и сбережениях у миллениалов заметно ниже, чем у иксов и бумеров.
Отношение к старшему поколению часто скептическое, поскольку возрастает разрыв в мировоззрении: жить для себя вместо жизни для общества и следующих поколений.
На пенсию поколение Y начнет выходить в 2044–2065 годах. Однако они не надеются на достойную пенсию от государства (по всему миру заметен демографический кризис, когда новому поколению все сложнее содержать предыдущее), поэтому заинтересованы в самостоятельных инвестициях. Как известно, сейчас набрал большую популярность тренд досрочного выхода на пенсию, лет в 30-40.
Одним из важнейших факторов, почему миллениалы стали активно инвестировать – развитие брокерских услуг и технологий в банковской сфере в целом. И очевидно, что брокеры пошли на удовлетворение массового спроса. Сейчас для открытия брокерского счета порой достаточно мобильного приложения, чем миллениалы активно пользуются.
Не менее важным фактором стало снижение требований для инвесторов, в чем последние поколения сыграли заметную роль. Сегодня начать покупать акции и облигации можно, даже имея всего несколько сотен долларов (а в Беларуси даже несколько сотен рублей:). Раньше американцы задумывались об инвестициях лишь после накопления внушительного капитала, поскольку брокерские компании выставляли довольно большой порог входа, ориентируясь на крупных инвесторов.
Однако последние 20-30 лет конкуренция на рынке брокерских услуг сильно возросла, что привело не только к простому входу на рынок, но и к снижению торговых комиссий западных брокеров вплоть до нуля. Почти до нуля снизились и комиссии инвестиционных фондов, которые сотнями открыто торгуются на биржах. Клик в телефоне в любой точке мира, минимум платы посреднику – вот быт сегодняшних, финансово грамотных миллениалов.
К верхней границе поколения принадлежат наиболее молодые миллиардеры мира, наиболее известен из них Марк Цукерберг — и это тоже особенность эпохи. Никогда прежде молодые люди с нуля не имели возможность так быстро заработать колоссальное состояние, независимо от степени их гениальности.
Поколение Z или «пост-миллениалы»
Младшим представителям поколения Z сейчас лет 13, а старшим, где-то 23 года. То есть многие представители поколения еще даже не достигли совершеннолетия и находятся на обеспечении родителей.
Про зетов говорят, что они «родились со смартфоном в руках». Это поколение не смотрит телевизор и не читает газет, получая всю нужную информацию в интернете. Более того, они все чаще отвергают школьное и университетское образование, предпочитая самостоятельно получать знания, которые им кажутся интересными. Они амбициозны и самоуверенны. Большинство зетов мечтают о собственном бизнесе или креативной профессии, предпочитают офисам фриланс.
Соцсети настолько влияют на эту генерацию, что у некоторых зетов виртуальное общение развито лучше реального. Отсюда зависимость от интернета и технологий. Импульсное поглощение огромных объемов информации с одной стороны может генерировать оригинальные решения, с другой забивать голову ненужными и неверными данными. Поскольку поколение Z предпочитает быстроту, то получаемые данные предельно сжаты: это может быть неплохо для информационного технического потока, но серьезная литература при прочтении и создании требует времени на процесс. Будущее рискует недосчитаться писателей при парадоксальной возможности находить материал для книг гораздо быстрее, чем можно было еще 30 лет назад.
Поколение Z растет в период развития шеринга – совместного потребления. Вполне возможно, что в будущем это повлияет на их инвестиционное поведение. Вместо покупки автомобиля они будут пользоваться каршерингом, квартиры не покупать, а арендовать – свободные деньги, скорее всего, будут уходить на инвестиции. В целом, генерация Z более ориентирована на защиту окружающей среды, что породило инвестиционный тренд ESG (экология, социальная политика и корпоративное управление).
Вполне возможно, это поколение даст прирост и на нашем белорусском рынке, если его не отпугнет мощный кризис или их череда :). Интересы зетов лежат в области всего нового, что таит большие риски. Тем не менее говорить об отношении этого поколения к деньгам еще достаточно рано, так как большинство из них еще не имеют собственного постоянного источника доходов.
Исследование Ситибанка: в 2019 году Ситибанк исследовал поведение своих состоятельных клиентов. Выяснилось, что больше половины состоятельных клиентов относится к иксам – их 58%. Бумеры составляют 36% (несмотря на преимущество во времени, которое дает сложный процент), миллениалы – 6%.Проанализировав расходы клиентов, Ситибанк сделал выводы, что бэби-бумеры реже ходят в рестораны или кафе по сравнению с поколением X, а также реже путешествуют. Однако средний чек у них в 2 раза больше.Интересные цифры получились и в исследовании инвестиционных привычек. 40,5% клиентов 45–54 лет заинтересованы инвестициями в прорывные технологии. Среди инвесторов старше 65 лет в такие проекты готовы вкладывать всего 10,7%.
Основы теории поколений
Характеристика и мировоззрение людей напрямую связаны с глобальными политическими и экономическими процессами, в условиях которых людям приходилось взрослеть. Согласно теории Штрауса-Хау поколения проходят следующие этапы:
- подъем;
- пробуждение;
- спад;
- кризис.
Подъем, характеризующийся слабым индивидуализмом и сильными институтами, шел в послевоенное время бэби-бумеров: люди трудились на благо страны и в меньшей степени задумывались о собственном благополучии. Поколение Х соответствует эпохе пробуждения, когда устоявшиеся институты подвергаются критике, а люди все больше начинают задумываться о собственном достатке.
Во время спада институты ослабевают еще сильнее и совершенно лишаются доверия со стороны общественности, а индивидуализм и собственная выгода становятся главным приоритетом – в такой обстановке рождались миллениалы 90-ых. Кризис характеризуется достижением нижней точки доверия к институтам и последующим восстановлением общественного строя.
Несмотря на то, что теория поколений была разработана исходя из наблюдений за американским обществом, она отчасти отражает и процессы в советском и постсоветском пространстве. Тем не менее даже в США теория поколений не признается частью ученых-социологов, которые считают ее популистской и ненаучной. Что, впрочем, не мешает появляться названием поколений в серьезных инвестиционных статьях.
Плюсы «теории поколений»
- Позволяет оценить ценности целой группы людей одной возрастной категории
- Показывает, как макроэкономические и политические события влияют на мировоззрение людей
Минусы «теории поколений»
- Построена на слишком серьезных обобщениях (даже в пределах одной страны в разных регионах изменение ценностей и мировоззрения идет с разной скоростью).
- Слишком субъективна и не имеет весомых доказательств цикличного изменения поведения поколений.
Выводы
Важно осознавать, что каждый человек индивидуален и нельзя использовать временные рамки теории поколений в качестве ярлыков для конкретных людей. Тем не менее данная теория важна для понимания приоритетов и ценностей людей одной возрастной категории как единого целого (группы).
Широкое практическое применение теория поколений получила в маркетинге, где рекламщикам приходится работать с целевыми аудиториями, на которые можно применять среднестатистические характеристики. В инвестиционных статьях названия возрастных групп часто связывают с количеством акций и облигаций, предполагающихся у американских инвесторов.