Как хедж-фонды становятся богаче своих клиентов

Публикации

Многие считают, что те люди, которые управляют хедж-фондами, разбогатели благодаря своей невероятной способности генерировать прибыль на рынке. Но вот куда меньше людей знают о структуре комиссий «2 и 20», которую взимает большинство хедж-фондов в индустрии. Что это значит? Типичная структура комиссионных сборов такого фонда (исторически) составляет 2% от активов под управлением и 20% от всей прибыли, заработанной фондом. Следовательно, если вы дадите хедж-фонду 1 миллион долларов и он получит с него 10% прибыли, то общая сумма сборов составит:

[1 млн. долл. × 0,02] + [(1 млн. долл. × 0,1) × 0,2] = 20 000 $ + 20 000 $ = 40 000 $

Иначе говоря, затраты инвестора составят 20 тысяч долл. за управление и столько же в виде комиссии с прибыли (т.е. 20% с тех 100 000 долл., которые фонд заработал на ваши деньги). Несмотря на его гонорар в 40 000 $, вы в конечном счете стали богаче на 60 000 долларов. Хорошая сделка, правда?

Однако, как вы отнесетесь к информации, что менее чем через 20 лет у хедж-фонда будет больше денег, чем у вас? Это не шутка…

Ниже вы можете видеть имитационную модель, которая иллюстрирует это. Она предполагает, что хедж-фонд будет получать рыночную доходность каждый год (в среднем ~ 10% со стандартным отклонением 20%, что соответствует долгосрочным данным по рынку США) и реинвестировать все взносы, заработанные с денег своих клиентов.

После запуска 10 000 симуляций этой модели среднее время, за которое капитал хедж-фонда превысит капитал клиента, составляет около 17 лет. Вы можете увидеть капитал хедж-фонда как процент от капитала клиента для первых 100 симуляций на графике ниже:

График: время, за которое хедж-фонд становится богаче своих клиентов

Горизонтальная черная линия представляет собой точку, в которой у хедж-фонда будет столько же денег, сколько у его клиентов. Пунктирная серая вертикальная линия — это точка, в которой фонд в среднем имеет больше капитала, чем его клиенты. Как видно, большинство из 100 симуляций пересекают линию 100% до 20-летней отметки.

Самый удачливый хедж-фонд станет богаче своих клиентов за 13 лет, а самый неудачливый за 23 года.

Таким образом, задача фонда состоит в том, чтобы удержаться на рынке как можно дольше, привлекая чужие средства. Но справедливости ради отметим, что такое удается далеко не всем, поскольку фонды требуют расходы на свое содержание и в первое время как правило не получают достаточного внимания инвесторов. Первые 3-5 лет фонду критически важно быть успешным.

Почему же капитал распределяется, как показано выше? Во-первых потому, что фонд получает прибыль и в годы отрицательных результатов, т.е. зарабатывает даже тогда, когда инвесторы теряют. С другой стороны, чем в более глубокую просадку попадает хедж-фонд, тем более высокий результат ему нужно показать, чтобы выйти в ноль. Так, при просадке в 50% для восстановления баланса нужно заработать 100%, т.е. удвоить оставшийся капитал.

Интересным является похожий расчет на примере компании Berkshire Hathaway (Уоррена Баффета):

Если бы инвесторы с 1965 года уплачивали бы «фонду» стандартные для отрасли комиссии «2 и 20», то к 2009 году заработали бы с 1 000 долларов не 4.3 млн., а лишь 300 тысяч, то есть более чем в 10 раз меньше!

График: если бы Berkshire Hathaway брал комиссию по модели 2 и 20

Теперь сравним эти результаты с более дешевым вариантом индексного фонда ETF. Если бы инвестор купил индексный фонд S&P 500 компании Vanguard или Charles Schwab с годовым коэффициентом расходов 5 базисных пунктов (0,05%), то время, необходимое фонду, чтобы стать богаче своих клиентов, составило бы почти 1 500 лет!

На рисунке ниже используется точно та же симуляция, как и ранее, но с более низкой комиссией:

График: сколько лет понадобится индексному фонду, чтобы стать богаче клиента

Резкий контраст между структурой комиссионных сборов хедж-фонда и недорогим ETF показывает, насколько затратна для инвесторов схема «2 и 20». Это правило верно даже тогда, когда у хедж-фонда есть пороговая доходность, которой он должен достичь, прежде чем получит плату за результат. Независимо от того, с какого начального капитала вы стартуете, хедж-фонд станет богаче, чем вы, поскольку его настоящий талант заключается в том, чтобы присваивать ваши деньги.

Однако, наблюдается позитивный тренд. Инвесторы, похоже, начали разбираться в этой математике и с 2016 года хедж-фонды столкнулись с увеличением оттока средств, даже несмотря на то, что они снизили свои комиссии. Но даже текущие средние комиссионные (1,4% за менеджмент и 17% за эффективность) не сильно меняют описанную математику. С такими сборами хедж-фонд получит больше капитала, чем его клиент, в течение 22 лет вместо 17. Это далеко не те ~ 1 500 лет, которые потребовались бы низкозатратному индексному биржевому фонду.

Суть вышеописанного заключается в том, что затраты на управление капиталом играют серьезную роль. Когда дело доходит до инвестирования, то небольшие с виду комиссионные имеют большие последствия. Хотя 2% могут показаться небольшой суммой, но на дистанции эти проценты очень сильно влияют на конечный результат.

Сам себе управляющий

Оцените автора
Investor.of.BY