Вполне вероятным, что через несколько лет мы придем к выводу, что два самых опасных слова в инвестировании: «демократизация» и «инновации». Критикуя прогресс, можно почувствовать себя человеком, который сопротивляется новым технологиям, но трудно отделаться от мысли, что большинство «решений» в инвестиционной отрасли предназначены для решения ее собственных проблем, а не для решений проблем клиентов, которым она служит.
Новые рынки, новые инструменты, новые платформы. Ошеломляющее многообразие выбора, доступное каждому. Кто ж не захочет торговать опционами на отдельные акции в два часа ночи? Идея о том, что предоставление «каждому доступ ко всему» приносит очевидные выгоды клиентам, является крайне сомнительной. В большинстве случаев это лишь порождает большую путаницу, искушения и издержки, усложняя инвесторам контроль над собственным поведением.
Огорчает, что мало внимания уделяется ответу на вопрос: как это развитие может повлиять на результаты клиентов с учётом поведенческого фактора? Существует широко распространённое мнение, что открытие доступа к «институциональным» активам и инструментам, ранее недоступным розничному рынку, является чем-то очень положительным и необходимым. Как будто большинство частных инвесторов были отрезаны от эксклюзивных сегментов рынка, способных преобразить их финансовое положение. Именно такой аргумент приводился касаемо хедж-фондов много лет назад.
С точки зрения отрасли есть три критически важных фактора ее дохода — активность, сложность и дифференциация. К сожалению, эти факторы слишком часто снижают доходность клиентов — активная торговля, сложные продукты и избыточный выбор. Мало кто остается в выигрыше при столкновении со всем вышеперечисленным.
В инновациях нет ничего плохого, но мы должны признать, что может возникнуть острое противоречие между тем, что может быть полезно для результатов отрасли, и тем, что было бы полезно для результатов клиентов. Этот «конфликт» в будущем будет только нарастать.
Конечно, возможны отраслевые нововведения, выгодные как для клиентов, так и для компаний, но чем более явна выгода для продавца, тем тщательнее стоит задаваться вопросом — какую проблему клиента эта «инновация» решает?
Когда на розничный рынок выводятся новые «блестящие» продукты, слишком мало внимания уделяется обоснованию выгоды для клиентов. В условиях быстрого технологического прогресса и снижающейся маржинальности отрасли инвесторам нужно быть настороже, чтобы то, что преподносится как прогресс, на самом деле не ухудшало их положение.




