США считаются одной из самых надежных финансовых юрисдикцией в мире, где благодаря развитым юридическим институтам права инвесторов надёжно защищены: как для своих граждан, так и для частных лиц других стран. Однако в чрезвычайных обстоятельствах США действовали достаточно радикально. Рассмотрим, как Америка поступила с иностранным капиталом в период Второй мировой, то есть в период тотальной войны.
На кого распространялся «Закон о торговле с врагом»
Когда к власти пришёл Гитлер, многие немцы предпочли перебраться в США, вывозя туда весь свой капитал. Другие европейцы тоже посчитали, что держать капитал за океаном безопаснее. Но когда разразилась война, то Америка, ожидаемо, начала предпринимать жесткие меры и раскручивать маховик санкций.
В полном соответствии с законом (Trading with the Enemy Act of 1917, TWEA) стартовала волна заморозок. Ограничения расширились на имущество не только немцев и японцев, но и на жителей оккупированных ими стран. Например, коренной парижанин с гражданством Франции, владеющий любым ценным имуществом в США, тоже попадал в список. Аналогичная история ждала инвесторов и бизнесменов. Активы замораживались постепенно, по мере захвата территории Гитлером. Тем не менее к июню 1941-го года под ограничениями находились активы жителей практически всей континентальной Европы.
В чем заключался смысл принимаемых мер
Для защиты этого самого имущества от посягательств правительства Гитлера. Например, чтобы нацисты силой не заставили жертву продать свои активы и передать деньги в пользу Вермахта. На первый взгляд, звучит разумно, но практическое применение закона вызывало много вопросов.
В теории, по выходу из оккупации, всё должно было быть возвращено обратно владельцам в целости и сохранности. Но на практике возвращать отобранное часто приходилось с боем, и порой не один год. Многие коренные немцы — резиденты Германии, владеющие имуществом в Соединенных Штатах, лишились его навсегда.
Механизм реализации
В конце 1941 года президент США Франклин Рузвельт получил от конгресса полномочия заморозить или конфисковать имущество любого иностранца. Или уполномочить кого-то на такую работу.
Для этого вновь создали (как и во время Первой мировой войны) кастодиальный орган — аналог Управления по хранению имущества иностранцев (англ. the Office of Alien Property Custodian, APC) во главе с Хранителем (Custodian), который будет распоряжаться всем изъятым имуществом и активами. В том числе с целью сохранить для законных владельцев, которые получат доступ к своим активам в будущем.
Но еще не забылись дела 25-летней давности, то есть период Первой мировой, когда изъятые прибыльные бизнесы продавали с огромным дисконтом «правильным» людям. Рузвельт столкнулся с жёсткой оппозицией, но подавил все противодействия и вновь воскресил гигантский холдинг, вобравший в себя все виды конфискованных активов.
Под первую волну попал бизнес. В пользу государства изъяли компании, производящие самые разные товары, включая:
- фармацевтические препараты
- электронику
- фото и видео технику
- и т.д.
Потом настала очередь банков и предприятий розничной торговли. После этого Хранитель взялся за:
- наличные деньги
- драгоценности
- ценные бумаги
- недвижимость
- и многое другое
Гигантские активы сразу перешли в собственность государства: например, имущество «недружественных иностранцев», не оставивших законных наследников. Хранителя интересовали не только материальные активы, авторские права тоже отправлялись под арест.
Переход прав собственности
Формулировки приказов о переходе прав собственности намеренно оставляли максимально размытыми, чтобы Хранитель мог на своё усмотрение оценивать степень «враждебности» владельцев. Согласно закону, имущество американцев или дружественных иностранцев не подпадало под изъятие. Но есть нюанс — кто является дружественным иностранцам, а кто нет, решает лично хранитель. Бегство из неугодной страны и иное резидентство зачастую не являлось для США аргументом, под риск заморозки иногда попадали даже граждане государств-союзников.
В первой редакции указа о замораживании активов от 1940 года недружественным иностранцем считалось каждое лицо, которое проживало либо являлось подданным/гражданином/резидентом Германии, Японии или оккупированных ими стран.
Например, немецких евреев, которых нацисты принудительно лишали гражданства, хранитель не переставал их считать «недружественными иностранцами». В ответ на претензии министерство финансов США выдало официальное пояснение:
Человек не перестаёт быть гражданином страны просто по причине одностороннего аннулирования или лишения гражданства.
Упомянутый указ дал Минфину все полномочия самостоятельно определять юридическую и фактическую принадлежность к той или иной стране. Алгоритм такой:
- Германия лишает гражданства всех неугодных.
- США решает, какой конкретный случай юридически признать, а какой нет.
Чтобы отделить юридически «хороших» немцев, давно проживающих и работающих в США, от всех остальных, Министерство финансов выпустило генеральную лицензию — право распоряжаться своим имуществом лицам, проживающим в США вплоть до 23 февраля 1942 года. Но без перегибов на местах не обошлось.
Филиалы Хранителя трактовали закон как считали нужным — искали разные лазейки для обхода. Например, в Нью-Йорке лицензия аннулировалась после смерти лица. Поэтому недвижимость «правильных» немцев также конфисковали после их смерти, а наследникам предлагали выкупить «на выгодных» условиях.
В других штатах на этнических немцев налагали различные ограничения и запреты. Например, было нельзя:
- жить в некоторых районах
- занимать определённые должности
- менять имя и фамилию
В общем, людей фактически делили в зависимости от гражданства и резидентства, игнорируя политические взгляды и жизненные обстоятельства. Иногда под ограничения попадали даже немцы или евреи, сбежавшие из нацистской Германии и воевавшие на стороне США, что вообще выходило за рамки логики. Это не было массовым явлением, но и такие факты случались.
После завершения войны
Возвращено было не все и не всем, а процесс занял огромное количество времени. Повторилась история Первой мировой, когда порядок и очередность устанавливал Хранитель: например, гражданам Болгарии, Венгрии и Румынии начали платить только в 1955 году. То есть, даже если активы не изъяли навсегда, возврата ждали по 10 лет и более.
Гражданам враждебных стран — Германии и Японии повезло меньше. 8 июня 1945 года хранитель объявил о конфискации в пользу государства всей собственности граждан Германии и Японии в Соединенных Штатах с таким предписанием:
Ни имущество, ни доходы от него не должны возвращаться бывшим владельцам.
Президент в тот же день подписывает указ. Перечень конфискованного включал:
- наличные доллары
- иностранную валюту
- ценные бумаги
- банковские счета
- недвижимость
- транспортные средства
Также изымали:
- комиссионные доходы
- роялти
Тем не менее были и возвраты и компенсации. К 58-му году было возвращено около 20% от изъятой собственности, правда, преимущественно попавшим под горячую руку еврейским беженцам. Да и часто эта компенсация была ниже реальной стоимости.
Ответственность за компенсации
К 53-му году в пользу государства было изъято имущества на общую сумму почти 220 миллионов долларов. Почти все это немецкие активы и небольшая часть японских. Из общей суммы примерно 15% составляли ценные бумаги.
Как и во время Первой мировой войны, в управление Хранителя отправляли по сути всё, до чего могли дотянуться. Случай с арестованным четверть века назад карандашным заводом был побит конфискацией двух японских храмов.
В отличие от замороженного, конфискованное имущество сразу уходило с молотка. Вырученные средства предназначались для «удовлетворения военных нужд США и возмещении ущерба американцев, пострадавших от войны».
Юридическую ответственность за компенсации возложили на правительства проигравших стран, подписав с ними соответствующие договоры. Фактически вышло так, что бремя компенсаций за отобранное у японцев и немцев имущество легло на разорённые войной Японию и Германию. Под давлением США правительства этих стран, в свою очередь, обязались не заявлять о каких-либо правах или претензиях. При этом частным истцам не возбранялось добиваться правды в американских судах, что они и делали.
Кто был против реализации механизма
Самым видным противником был Гленн Каннинг — представитель в Конгрессе от штата Небраска. Он составил законопроект, предлагая выплатить причитающееся всем, кроме граждан, признанных военными преступниками. Вот что он говорил о конфискации:
…это чистая и простая экспроприация. Личная и реальная собственность, захваченная в результате Второй мировой войны, удерживалась в течение столь длительного периода времени после окончания военных действий, что продолжающееся владение этой собственностью вполне можно назвать экспроприацией….
Хранитель же называл такое имущество «Vested Property». В дословном переводе это «имущество с перешедшими правами», или «имущество, перешедшее кому-то на законных основаниях».
Стоит упомянуть, что права на компенсацию были также лишены все лица, вступившие в гражданство США уже после утраты имущества. Этот принцип успешно работает и сейчас в рамках закона о «Наделении правом собственности». Его последняя редакция датируется 2014 годом — «Vested Property Rights Act of 2014».
Вывод
Такой масштаб санкций со стороны США в отношении капитала возможен только в рамках тотальной войны. В 1978 году Trading with the Enemy Act разделился на мирную и военную ветки: в мирное время работает первая, вторая же задействуется только после прямого объявления войны и перехода на военное положение. Если США не находятся в состоянии войны, то у американских чиновников гораздо меньше полномочий. Это видно на примере 11 сентября. Тогда для конфискации активов лиц, напрямую причастных к теракту, потребовалось приложить весьма большие усилия.