Тенденция к диверсификации источников финансирования пенсионных выплат находит свое выражение в развитии национальных систем, сочетающих государственное и негосударственное пенсионное страхование, накопительные и распределительные принципы выплаты пенсий. Такой подход был усилен последствиями финансового кризиса, ростом бюджетных дефицитов и государственного долга в большинстве
стран, перед которыми стоят проблемы истощения пенсионных фондов государственного страхования с выплатами по распределительному принципу. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ожидается, что к 2060 г. разница между доходами и расходами государственных пенсионных систем в процентах от ВВП будет отрицательной почти во всех странах. 

В стремлении избежать нагрузки на бюджет при выполнении дальнейших обязательств по пенсионным выплатам (что может увеличить и без того высокие бюджетные дефициты) многие страны усилили внимание к накопительным принципам пенсионного обеспечения.

Государственные пенсионные программы традиционно финансируются по распределительному принципу. Выплата пенсий в рамках распределительных пенсионных программ производится за счет текущих поступлений. Однако некоторые государства ввели частичное накопление обязательств по выплате государственных пенсий. Накопительные пенсионные программы построены на наращивании активов, которые предназначены для выплаты предусмотренных такими программами обязательств.

В настоящее время в мире происходит активное реформирование пенсионных систем. Это характерно и для ведущих развитых, и для развивающихся государств, и для стран с формирующимся рынком. Но задачи, условия проведения реформ в этих группах стран различаются. В развитых государствах необходимость модернизации пенсионных систем связана, прежде всего, с демографической ситуацией, которая ставит под угрозу состоятельность существующих государственных пенсионных систем.

Для развитых стран характерен высокий уровень государственного долга. Долговое бремя вынуждает изыскивать возможности сокращения государственных расходов, в том числе и на социальные нужды. Необходим поиск возможностей совершенствования пенсионных систем таким образом, чтобы они стали менее обременительны для государственного бюджета. Ещё один проблемный блок связан с инфляционным фактором. Темпы инфляции существенно варьируют в разных странах. Для развитых стран характерны сравнительно низкие темпы инфляции. В то же время сохраняет актуальность вопрос о защите пенсионных доходов от обесценения в результате возможного раскручивания инфляционной спирали. Пенсионные системы должны совершенствоваться и в данном направлении.

Пенсионная система предполагает создание соответствующих фондов, которые могут формироваться как на обязательной, так и на добровольной основе, и важное значение имеет соотношение обязательного и добровольного компонентов в пенсионной системе. И наконец, необходимо сравнить способы финансирования пенсионных выплат.

Традиционным и наиболее широко применяемым является распределительный метод, основанный на принципе «плати и получай» (pay as you go). Эффективность этого метода в современных условиях всё больше подвергается сомнению, так как в связи с ухудшением демографической ситуации нагрузка на плательщиков социальных взносов становится непомерной. Поэтому предпринимаются активные попытки внедрить альтернативную систему финансирования, известную как способ капитализации пенсионных взносов (накопительная часть пенсии).

Государственное регулирование в сфере инвестирования пенсионных накоплений

Меры государственного регулирования в области инвестирования пенсионных накоплений различаются в широком диапазоне: от запрета инвестиций по отдельным видам активов до отсутствия ограничений на вложение пенсионных средств.

Государственные регуляторы стали важным фактором диверсификации источников пенсионных доходов.

Государственная политика может быть направлена как на снижение инвестиционных рисков путем ограничения использования пенсионных накоплений, так и на ослабление таких ограничений на разных этапах социально-экономического развития.

Ограничения на инвестирование пенсионных накоплений существенно различаются по странам – от полного запрета инвестиций в те или иные инструменты до отсутствия ограничений. Например, в Финляндии ограничения на вложения в акции менее строгие, чем в других странах, а в Нидерландах, США практически отсутствуют.

Регулирование использования пенсионных накоплений в качестве инвестиционного ресурса осуществляется как в целом, так и по конкретным инструментам, в отдельных сферах.

В большинстве стран, по которым имеются данные, в том числе в США, Канаде, странах ЕС, пенсионные регуляторы накладывают количественные и неколичественные ограничения на инвестиции пенсионных фондов. В частности, в Германии доля акций в портфеле фонда не должна превышать 35%, в Испании вложения в недвижимость и ипотечные ценные бумаги не должны быть более 30%. США, Бельгия, Канада, Ирландия, Нидерланды, Великобритания не накладывают количественных ограничений на инвестиции пенсионных фондов по большинству видов активов, а также на инвестирование средств в зарубежные активы, хотя сохраняются общие требования к диверсификации портфелей.

Инвестиционная деятельность пенсионных фондов за рубежом привела к повышению их роли в международном движении капитала. Пенсионные фонды ряда стран инвестируют большую часть средств на зарубежных рынках капитала, чтобы диверсифицировать риски и увеличить доходность вложений

Зарубежные инвестиции, помимо национальных регуляторов, обычно регламентируются советами пенсионных фондов. Даже если государственные регуляторы весьма либеральны в отношении ограничений инвестирования пенсионных накоплений, правления фондов уделяют особое внимание вопросам сохранности вложений.

Ключевыми принципами управления пенсионными ресурсами остаются разумный риск и высокий уровень гибкости.

В условиях растущего рынка в инвестиционном портфеле допускается высокая доля акций, которые потенциально могут принести более высокий доход; при падающем рынке на первый план выдвигается задача сохранения первоначального капитала. Осуществляя инвестиции на глобальном уровне, фонды приобретают возможность распределять риски, исходя из финансово-экономической ситуации в странах и регионах мира, осуществлять диверсифицированные вложения в наиболее привлекательные активы.

Соотношения безопасности и доходности инвестиций пенсионных средств, объемов вложений внутри страны базирования и за ее пределами существенно различаются по отдельным фондам. Возрастающее значение, по имеющимся сопоставимым данным пенсионных фондов стран ОЭСР, приобретает валютный фактор. Зарубежные инвестиции пенсионных фондов наиболее распространены в странах зоны евро.

------

Успех реализации пенсионных реформ, как связанных с государственными гарантиями, так и с личной ответственностью за свое пенсионное будущее, зависит от множества факторов; и не только от демографической, финансово- экономической ситуации в той или иной стране, но также от стабильности последовательно принимаемых мер, позволяющей участникам адаптироваться к новым правилам и условиям; от их доверия к реформам, достигнутого уровня взаимодействия государства, бизнеса, гражданского общества.

------

Пенсионные системы оцениваются более чем по 40 индексам, которые рассчитываются еще и по подгруппам. В результате обобщения полученных результатов выделяются три ключевых индекса, характеризующие адекватность системы, устойчивость, целостность. Каждое значение индекса представляет собой шкалу от 0 до 100.

Лучшей системой пенсионного обеспечения в прошлом году признана система Нидерландов. К такому выводу пришли эксперты Mercer CFA Institute, опубликовавшие Глобальный пенсионный индекс.

Эксперты исследовательского центра Mercer, проанализировав изменения в пенсионных системах, пришли к выводам об общности многих задач, которые стоят перед странами мира, в том числе: повышение пенсионного возраста, сокращение расходов на финансируемые государством пенсионные выплаты; содействие активизации занятости лиц, достигших официально установленного пенсионного возраста; расширение участия в частных пенсионных планах; поощрение иных форм сбережений.

В статье использованы материалы исследования института США и Канады РАН, Mercer CFA Institute, OECD Pension Outlook